Об идеальном обществе

Какое общество необходимо людям? Не лучше ли вообще отказаться от формаций и жить свободно? К какому обществу пришли люди в настоящий момент?

Равенство людей невозможно в силу природных и физиологических причин. Следовательно, невозможно создать общество, где люди были бы равны. Однако можно сделать так, чтобы люди были равны перед чем-то. Обычно, считается, что люди равны перед законом. Кто-то считает, что люди равны перед богом, но на практике выходит так, что люди равны только перед смертью. Да и то, только в самой последней инстанции, ибо продолжительность жизни у людей неодинакова.

Однако сама идея идеального общества витает над людьми на протяжении всей истории. От первобытного строя и до цивилизованного капиталистического общества, люди развивались, и пытались сделать своё существование спокойнее, размереннее и беспечнее.

Конечно, люди многого добились: современное общество кажется гуманнее, нежели те, что были ранее. Жизнь стала спокойнее, войн меньше, неравенство менее вопиющим, а рабство – непозволительным.

Однако это всего лишь поверхностный взгляд. Если взглянуть в целом, то расслоение теперь не столько между людьми одного города, сколько между областями страны или целыми странами, целыми регионами.

Так уж получается, что если принудительно не распределять материальные блага на планете, то выходит так, что если в одном месте живётся хорошо, в другом – обязательно плохо. Выходит, счастливая жизнь одних, во многом построена на влачении жалкого существования  другими. Справедливости в мире как не было, так и нет.

Конечно, можно рассуждать иначе: если человек работает, работает много, то он и должен быть лучше обеспечен, нежели какой-нибудь малоспособный лентяй. Это ни у кого вопросов не вызывает. Но когда за один и тот же труд в разных местах оплачивают едва ли не на порядок разнящимися деньгами, здесь уже вопрос в работоспособности конкретного индивида не стоит.

Итак, в современном обществе роль конкретного индивида и его способностей не является ключевой, и зависит скорее, от места, в котором данный индивид находится. В качестве примера можно привести те же США, в которых такая трудовая миграция, которая никаким гастрабайтерам из СНГ не снилась.  Каждый ищет лучшее место под солнцем, – такая идеология нынешнего капиталистического общества.

Об этом обществе, как об одном из самых распространённых, хотелось бы поговорить подробнее. Вообще, истоки подобного потребительского поведения относится ещё к возникновению за рубежом протестантского движения, когда жажда наживы перестала считаться позорной, и возникла такая точка зрения, что если человек хочет получить средства, пусть получает и копит любыми для этого способами.

В этом протестанты разнились с католиками, у которых излишнее богатство не приветствовалось, и жить в праздности считалось позорным.

Можно предположить, что протестантская точка зрения пыталась уравнять социальное неравенство слоёв, которое существовало на протяжении веков. Ведь бедных призывали терпеть бедность на земле, обещая безбедную жизнь в загробном мире.

И теперь, в капиталистическом мире тот считается успешным, у кого больше денег и, соответственно, выше статус в обществе. В одном что-то осталось неизменным – кто богаче, тот и прав.

Но так ли идеально капиталистическое общество? Вспоминая периоды дикого капитализма, можно вспомнить, какими методами проводилась конкуренция, когда мелкие предприятия разорялись, будучи вытесняемыми более крупными, которые продавали товар специально, в два раза дешевле, лишь бы вытеснить конкурента с рынка.

Вспомним и трудовые нормы, и метод конвейера, который совершенно изматывал рабочих, но ведь для хозяина главным была производительность труда и не более того.

Капитализм сделался более привлекательным, когда в результате мировых потрясений, стачек и забастовок рабочих стали вводиться социальные условия и поблажки.

Восьмичасовой рабочий день, отпуска, трудовые нормы – всё это было заработано кровью трудящихся, а не упало с неба благодаря разуму и доброте работодателей.

Но и сейчас в капиталистическом мире достаточно неравноправия. Счастливую жизнь своих граждан капстраны обеспечивают не только благодаря научным технологиям и высокой производительности труда. Увы, эта видимая процветающая жизнь во многом обеспечивается странами третьего мира, из которых «за даром» выкачиваются ресурсы, и которым продаются совсем не всегда нужные им товары.

Политика двойных стандартов, экономических блокад и различных эмбарго делает своё дело, обеспечивая относительно стабильную жизнь для сильных мира сего.

Но даже за счёт других нельзя сделать всех счастливыми. У капстран множество своих проблем, начиная от миграции, и заканчивая большой преступностью. Кроме того, даже у них нет уверенности в завтрашнем дне и достаточного количества рабочих мест.

Вот и получается, что когда в семье муж теряет работу, от него сразу уходит жена. Забирает детей и уходит – он ей больше не нужен, поскольку он не может приносить деньги и оплачивать счета, пусть даже временно.

Это ли общество идеально?

Идеальны ли общества на Ближнем Востоке или Южной Азии? Быть может, лучше жить как аборигены Океании или Южной Америки?

А быть может, лучше вообще отказаться от законов? Общество свободных людей – чем не идеал? Когда каждый решает за себя сам и только сам. Сам придумывает себе мораль, сам считает, что для себя лучше.

Впрочем, такое общество неизменно придёт либо к законам, либо погубит само себя, потому что свободно мыслящий сосед может также свободно решить, что без соседей вообще ему будет лучше.

Жить ли общиной, или строить взаимоотношения по кастовому образу; проповедовать закон «Человек человеку волк» или «Человек человеку брат»; считать личность превыше всего, или ставить интересы общества выше своих собственных – все эти вопросы решались веками и до сих пор единого мнения на этот счёт так человечество и не придумало.

Что же касается нашей страны – у неё опять нет своего собственного общества. Если в начале двадцатого века подавляющее большинство страны жило в крестьянских общинах, то теперь, минуя социалистическую форму бытия, мы снова пытаемся определить для себя новый путь, возможно, навязываемый нам извне.

Как это и бывает, смена формы общества порождает многие проблемы, ставит новые задачи. Их надо решать, иначе общество будет неустойчивым, и его снова придётся менять, или оно вообще исчезнет.

19 - 25 февраля 2008 года


Оценка материала:

 
На данный момент нет голосовавших

Число просмотров: 0
ilmarinen, 20.03.2008, 18:38

Что за пессимизм? Общество постоянно развивается, причем в лучшую сторону - это факт! И в нашей стране тоже.

Жека, 13.05.2008, 13:37

Всё будет хорошо)

admin, 13.05.2008, 21:44

Я для оптимистов, которые говорят "всё будет хорошо", процитирую один анекдот:

Сын спрашивает отца:

- Что имеют в виду люди, когда говорят "всё будет хорошо"?

- Знаешь, сынок, представь: хоронят тебя и опускают гроб в могилу, и вдруг один грузчик говорит другому: "Слушай, один край выше другого, опусти гроб пониже. Вот, ВОТ ТЕПЕРЬ ВСЁ ХОРОШО".

В статье, кстати, нет пессимизма, сделана просто попытка разобраться в человеческих формациях.

Аусвайс, 09.07.2011, 05:10

Ответ на реплику от Жеки:

Хорошо будет говорите? А где основания для оптимизма? Наша страна развивается по образцу стран третьего мира, таких, как например Колумбия. А там как не было хорошо скажем лет 50 назад, так и не стало. И никаких подвижек к "ухорошению" в будущем не видно.

Снимите с ушей лапшу гайдарочубайсовской пропаганды.

Читатель, 07.12.2013, 19:37

ПРАВДА О ЖИЗНИ(((

Имя *

Цифровой ящик

Комментарии *